По традиции, девушку выдают замуж в белом. Такой обряд имеет корни в древнерусской культуре, когда девушка, выходя замуж, покидала свой род, переходя в семью жениха. То есть невеста как бы умирала для своих родных.
Ее одевали в траурный белый наряд (длинную отбеленную хлопковую рубаху) и устраивали пир, веселье, пляски, так как считалось, что если плакать и горевать на похоронах, мертвым тяжело будет отойти в мир иной, а если родные будут шутить, смеяться, пировать, то и душа легко отправится на небо. Невесте на лицо одевалась фата, и девушка не должна была откидывать ее, пока заново не «родится» в семье мужа.
Издревле свадьбе покровительствовали боги Род и Лада. Род был славянским языческим богом, его имя происходило от слов «плодородие», «родник», «родина». Считался верховным богом света, неба, природы. Этот бог покровительствовал жениху, да и всякому мужчине-славянину. Лада (Услада) – покровительница домашнего очага, семейного счастья. Эта богиня «помогала» невесте растить детей, готовить обеды, хранить в доме уют.
Девушка считалась готовой к свадьбе в 10-13 лет. К свадьбе готовили и свадебные наряды. Между детьми младшего возраста различий не делалось – все они бегали в одинаковых рубашонках по колено. А, становясь постарше, девушка начинала прясть шерстяные нитки на поневу.
Поневой назывался предмет одежды, который девушка одевала, как юбку, сарафан. Когда девушка заканчивала прясть нитки, из них ткали всей семье клетчатое полотно. Оно и становилось поневой. Это был знак, что девушка «вступила в возраст» и женихи могут к ней свататься.